Лагеря ГУЛАГа и «дорога смерти»

Амбициозные лидеры склонны выдвигать идеи, которые не многие из их окружения одобрили бы. Тем не менее, это разрешение обычно не только не требуется, но и весьма опасно. Иосифу Сталину понравилась идея использовать принудительный труд, чтобы «догнать и обогнать Запад». Разные взгляды в конечном итоге только увеличили бы численность трудовых лагерей.

В 1930-е годы советское правительство установило Главное управление советских трудовых лагерей. В просторечии известное как система ГУЛАГа. По оценкам некоторых историков, общая численность лагерей ГУЛАГа колебалась от полумиллиона в 1934 году до 1,7 миллиона в 1953 году.

Главное управление советских трудовых лагерей

Изначально лагеря создавались для политических заключенных. То есть для тех, кто активно выступал против создания нового типа государства и общества после Октябрьской революции 1917 года. После прихода к власти Сталина критерии отправки людей в лагеря резко изменились. Они стали пугалом режима.

Пленные строят железную дорогу Салехард-Игарка. Фотография из книги Томаша Кизны "Гулаг".
Пленные строят железную дорогу Салехард-Игарка. Фотография из книги Томаша Кизны «Гулаг».

Вы могли опоздать на работу, или быть бедным мелким вором. Укравшим небольшое количество еды, чтобы прокормить свою семью, иностранным шпионом или солдатом. Или преданным коммунистическим агитатором. Который случайно не согласился с определенной политикой — в любом случае, вы были бы названы «врагом народа». И отправлены гнить в далекое и неприветливое место.

Лагеря различались по размеру, поэтому индивидуальное население примерно 30 000 лагерей варьировалось от 5 000 до 25 000 заключенных. Огромные размеры системы ГУЛАГа открыли возможность осуществления гигантских инфраструктурных проектов в этой послевоенной стране.

«Железная дорога смерти»

Среди наиболее известных проектов была идея строительства железной дороги Салехард-Игарка, которая вскоре стала известна как «Железная дорога смерти». Идея заключалась в том, чтобы построить железную дорогу. Которая свяжет Салехард, столицу Ямало-Ненецкого автономного округа, ближайший к Полярному кругу город, с Игаркой, еще одним городком в Красноярском крае. Железная дорога протяженностью 1300 км станет частью Трансполярной магистрали, соединяющей восток и запад Сибири.

читать:  Сталинский прорыв: Статистический материал о том, что было сделано в СССР
Заброшенный проект Салехард - Игарка.
Заброшенный проект Салехард — Игарка. фото: CharlyVJN / Panoramio

Но первоначальной целью проекта было соединить никелевый город Норильск со строящимся портом в Салехарде на реке Обь. После того, как река оказалась слишком мелкой для любых подобных начинаний, в Игарке был построен новый порт. И было принято решение соединить Салехард и Игарку железнодорожной системой. Что позволило бы связать этот район с великолепной Транссибирской магистралью на какой-то момент по линии.

В 1948 году проект получил взлет. В нем работало от 80 000 до 120 000 обитателей лагерей. Огромный разрыв в этих цифрах свидетельствует о том, что учет практически не велся. 501-й трудовой лагерь начал строительство путей из Салехарда, а 503-й исправительно-трудовой лагерь работал в Игарке. Условия труда были безжалостными — метели и сильный мороз зимой, насекомые, мор и болезни летом.

Не рентабельность проекта

Местность тоже оказалась неприветливой. Строительство предполагалось вести на вечной мерзлоте. Отсутствие подходящего оборудования, материалов и технических навыков означало, что все построенное было далеко за пределами стандарта. Участки дороги оказались в болотах, мосты сгорели и обрушились, огромное количество подневольных рабочих погибло. По оценкам, около трети рабочих погибли во время этого сибирского предприятия. Опять же, ведение записей небрежно, поэтому цифры открыты для интерпретации.

Железная дорога Игарка-Салехард, Сталинские лагеря.
Железная дорога Игарка-Салехард, Сталинские лагеря. фото: Izb.h1n.ru

По мере того, как проект затягивался, стало очевидно, что необходимость в такой железной дороге не совсем рационально. Никелевая промышленность, перебравшаяся во время Второй мировой войны в Сибирь, получала достаточно поставок с юга. А сама территория, где строилась железная дорога, была настолько малонаселенной, что не могла обеспечить достаточного спроса.

В итоге было проложено менее 700 км путей. Проект был окончательно свернут через две недели после смерти Сталина. Ориентировочная стоимость проекта составила 42 миллиарда рублей. Тем не менее, части железной дороги оставались в эксплуатации в течение нескольких десятилетий. А в 2010 году 220 км первоначального коридора. Были реконструированы для поддержки никелевой и нефтяной промышленности.

(Посещений всего:91, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш