Слейпнир: мифический восьминогий конь Одина.

Скандинавская мифология предлагает современным читателям удивительный мир гигантов, эльфов, монстров и массивного ясеня Иггдрасиль. Соединяющего девять окружающих вселенских царств. Боги, включая Одина, Тора, Локи, Хеймдалля и Фрейра. Наблюдают за этими мирами вместе с армией разумных и могущественных животных. А так же, мало известные существа, как Слейпнир, восьминогий конь Одина.

Источник

Имя Слейпнир означает что-то похожее на «Быстрый путешественник». Его имя происходит от древнескандинавского прилагательного sleipir, что означает «скользкий». В тринадцатом веке исландский поэт (Снорри Стурлусон), историк, и атаман, описывал нетрадиционное происхождение Sleipnir. По словам Снорри, отцом этого великого коня стал замечательный жеребец по имени Свагилфари. Однако конь Одина родился не от нормальной кобылы. Кобыла, несущая мистического коня, была не кем иным, как Локи. Правильно — Локи, бог-обманщик, приемный сын Одина и брат Тора. Печально известный оборотень, Локи, возможно, получил в этом эпизоде больше, чем ожидал.

Локи и Свагилфари

Как и многие скандинавские сказки, рождение Слейпнира начинается с напористого великана. В первые дни Асгарда, после войны между богами, гигант предложил построить массивную защитную стену вокруг Асгарда. Обещая завершить строительство в течение года. Его платой будет Фрейя, богиня любви и красоты. Убежденные, что задача невыполнима в такой временной шкале, боги согласились. Не зная о гигантском коне Свагилфари, который помог строителю перемещать массивные камни с молниеносной скоростью. Всего за три дня до того, как стена была завершена, хитрый Локи изменил облик, превратившись в горячую кобылу. Как кобыла, Локи заманил Свагилфари подальше от стены… сорвав сделку гиганта. Спустя какое то время «Локи» родила Слейпнира — восьминогого жеребца.

Камень с изображениями Тьянгвиде изображает Одина или другого человека, прибывающего в Валгаллу на лошади Одина.
Камень с изображениями Тьянгвиде изображает Одина или другого человека, прибывающего в Валгаллу на лошади Одина. фото: www.historicmysteries.com

Восемь ног Слейпнира?

Слейпнир легко идентифицировать в скандинавском искусстве. С восемью ногами Слейпнир будет быстрее любой другой лошади, подходящей для самого короля богов. Историк Хильда Эллис Дэвидсон предположила, что восемь ног жеребца могут быть символом загробного путешествия шамана. Восемь ног этого чудесного коня равнялись количеству ног стандартного набора носилок. Четверо мужчин несут гроб — переносят душу в другой мир. Принадлежность Одина к загробной жизни подтверждает эту идею.
Приключения

Великолепный серый жеребец появляется во многих древнескандинавских текстах, в том числе в Поэтической Эдде, Саге о Вольсунгах и других. Во всех рассказах эта самая быстрая лошадь соответствовала своему имени. Как излюбленное средство передвижения Одина, Слейпнир не только путешествовал по суше. Но и мог летать по воздуху. Лошадь и хозяин предпринимали всевозможные приключения. Такие как гонки против гиганта Хрунгнира и его лошади Гуллфакси (Золотая грива). Хермод, сын Одина, проехал на Слейпнире по мосту Гьялларбру в Хель. Безуспешно пытаясь воскресить любимого бога Бальдра после его безвременной смерти.

Один на Слейпнире, исландская рукопись SÁM 66, 18 век, Институт Арни Магнуссона в Исландии.
Один на Слейпнире, исландская рукопись SÁM 66, 18 век, Институт Арни Магнуссона в Исландии. фото: www.historicmysteries.com

Другие животные Одина

Куда бы ни пошел Один Всеотец, его животные-союзники были поблизости. Слейпнир, величайшая из всех лошадей, нес Одина по девяти мирам, включая ежедневную поездку по Бифросту. Радужному мосту, соединяющему божественное царство Асгард с Мидгардом, Землей. Другие животные заботились и общались с Верховным Богом Одином. Его часто изображают сидящим в великолепии в Валгалле, самом известном зале Асгарда. Рядом с ним всегда находятся Хугинн и Мунинн, вороны, также известные как «мысль» и «память». Вороны летают вокруг Мидгарда и за его пределами. Два волка, Герир и Фреки, «хищные», также сидят рядом с королем богов.

Лошади богов

Как и любой знаменитый жеребец, конь Одина породил поколения лошадей. В том числе Грани, лошадь Зигмунда из Вольсунгов. Никакой другой скакун не соперничал со Слейпниром, но у скандинавских богов тоже были лошади с большой репутацией. Баллада Гримнира, часть поэтической Эдды, упоминает имена десяти лошадей богов. Хотя и без конкретных владельцев или всадников. Нотт, богиня Ночи, и ее сын Дагр, или День, также ездили на лошадях по вселенной. Ночью ездил Хримфакси (Морозная грива), чья слюна каждую ночь падала на землю. Дэй ездил на Сияющей Гриве, Скинфакси, чья грива освещала и землю, и небо. Чтобы никогда не следовать за толпой, могущественный бог Тор избегал лошадей. Предпочитая вместо этого идти по Бифросту. Или, в некоторых историях, использовать своих волшебных козлов Таннгриснир (рычащий) и Таннгнйостр (скрежещущий зубами). Которые тянули его колесницу.

Тор на колеснице с запряженными в неё двумя козлами.
Тор на колеснице с запряженными в неё двумя козлами. фото: Wizardvarnish.com

Другие животные в скандинавской мифологии

В скандинавских мифах животные были чем-то большим, чем домашний скот. Они были живыми существами и силами во вселенной. Скандинавская вселенная, как и большинство мифологических миров, кишела всевозможными существами. Гигантское мировое дерево Иггдрасиль было домом для многих чудесных животных. На его короне сидел гигантский орел с менее гигантским ястребом между его глазами. Вместе с четырьмя большими оленями Нидхёгг угрожал свергнуть Иггдрасиль. Другие монстры, такие как гигантский волк Фенрир и Ёрмунгандер, мировой змей, угрожают богам и героям Рагнарёка.

Лошади в исландской археологии

Владение лошадьми, четвероногими, было важным для любого достойного человека в скандинавском обществе. В десятках исландских саг лошади считаются ценным трудом и имуществом в Североатлантическом мире. Лошадиные атрибуты и останки найдены в захоронениях по всему скандинавскому миру.

Недавнее археологическое исследование показывает, что могущественные люди Исландии эпохи викингов. Отправились в загробную жизнь с принесенными в жертву жеребцами. Лошадиные черепа также находят закопанными в домах, возможно, связанных с удачей или защитой. Культ лошадей, возможно, существовал в средневековом скандинавском мире.

Слейпнир в популярной культуре

Археологам еще предстоит найти вещественные доказательства наличия восьминогих лошадей. Но присутствие Слейпнира все еще наблюдается в Исландии сегодня. Легенда гласит, что конь Одина сформировал каньон Асбырги в форме подковы на севере Исландии. Поклонники комиксов Marvel и популярной видеоигры Gods of War. Знакомы со Слейпниром как с могущественным спутником Одина.

Аэрофотоснимок Асбырги.
Аэрофотоснимок Асбырги. фото: www.historicmysteries.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *