Небесные братья и сестры: скандинавские боги Солнца и Луны, преследуемые по небу

[ad_1]
Преследуемые по небу парой волков, скандинавские боги солнца и луны получили тяжелую ношу. Сол и Мани были ответственны за то, чтобы тянуть колесницу по небу каждый день и ночь, одновременно избегая ужасной смерти от рук волков. Задача была разделена между ними; Сол работал днем, а Мани ночью.

Подобные сказки рассказывались на протяжении всей истории многих цивилизаций, и из-за этого сказка о скандинавских богах солнца и луны Соле и Мани остается влиятельной во многих культурах. Многие древние мифологии приписывают создание солнца и луны паре братьев и сестер, мужчине и женщине, которые путешествовали по небу на каком-то транспортном средстве. Но откуда это взялось? Как скандинавы верили, что их солнце и луна были созданы и кем?

Скандинавские боги Солнца и Луны Сол и Мани в Gylfaginning

Письменные источники о скандинавских богах солнца и луны Соле и Мани несколько неполны. Тот, который предлагает нам лучшую картину, возможно, Прозаическая Эдда, написан исландским ученым XII века Снорри Стурлусоном.

Хотя Прозаическая Эдда является одним из наиболее полных скандинавских текстов, историки считают, что Стурлусон мог позволить себе некоторые творческие вольности. Это связано с тем, что фактические письменные норвежские источники того времени были крайне ограничены и редки. Таким образом, Стурлусону нужно было заполнить много пробелов.

Титульный лист рукописи Прозаической Эдды XVIII века, одного из наиболее полных сборников скандинавских мифов. Скандинавские боги солнца и луны, Сол и Мани, появляются в первом разделе, называемом Gylfaginning (Public Domain).

Титульный лист рукописи Прозаической Эдды XVIII века, одного из наиболее полных сборников скандинавских мифов. Скандинавские боги солнца и луны, Сол и Мани, появляются в первой части, называемой Gylfaginning ( Всеобщее достояние )

Первая часть Прозаическая Эдда называется гильфагиннинг, и содержит историю легендарного шведского короля по имени Гюльфи. В этой сказке Гильфи отправился на поиски знаний о мире. Среди других откровений он узнал историю о солнце и луне от скандинавских богов.

По словам Стурлусона, Гюльфи рассказали, что у человека из Мидгарда по имени Мундильфари (что, как считается, можно перевести как «Тот, кто движется согласно определенным временам») когда-то было двое детей. Мундильфари считал, что его дети потрясающе красивы, и, чтобы отразить это, он назвал их в честь солнца и луны. Мундильфари женил свою дочь Сол на человеке по имени Гленр («Отверстие в облаках»).

Скандинавские боги обиделись на тщеславие Мундильфари и:

взял братьев и сестер и поместил их на небеса, пусть Солнце водит этих лошадей, тянущих колесницу солнце, которое боги создали, чтобы осветить мир светящимся веществом, исходящим из Муспельхейм(Фолкс, 2005 г.)

Муспелльхейм был царством огня, где жили огненные гиганты. Оттуда из искр образовалось солнце. Паре были предоставлены лошади по кличке Арвакр а также Вся погодачто означает «ранние пробуждения» и «очень быстрые», которым было поручено тянуть колесницу по небу каждый день и ночь.

читать:  Исчезновение трёх смотрителей за маяками.

История Мундильфари и двух его детей также была записана в поэме. Случай скептицизма («Баллада о Вафтруднире»). Согласно легенде, Один соревновался с великаном, чтобы определить, у кого больше мифических знаний. В стихотворении говорилось:

«Его зовут Мундильфари,
Отец Луны
Также отец Солнца;
они будут плавать
На небе каждый день,
Так что мы можем определить время».
(строфа 23)

Солу было поручено тянуть колесницу по небу днем, а Мани — ночью. Это путешествие не было мирным ни для одного из братьев и сестер. Сола преследовал по небу волк по имени Хати («Ненависть»), а Мани преследовал Хати. сестра Сколл ( Насмешка»). Некоторые источники утверждали, что волки были детьми Фенрира, чудовищного сына Локи.

«Есть два волка, и Сколл — это имя того, кто за ней гонится. Она боится его, и он будет получить ее; прыгающего впереди нее зовут Хати, сын Гродвитнира [possibly Fenrir] и он получит луну, так и должно быть». (Фолкс, 2005 г.)

Скандинавские боги солнца и луны Сол и Мани, преследуемые по небу волками Скёллем и Хати, Вилли Погани, 1920 г. (общественное достояние)

Скандинавские боги солнца и луны Сол и Мани, преследуемые по небу волками Скёллем и Хати, Вилли Погани, 1920 г. ( Всеобщее достояние )

Паре удавалось обгонять волков каждый день и ночь до Рагнарёка (конец света согласно скандинавской мифологии), когда они в конце концов были схвачены и съедены. После их смерти мир погрузился во тьму. Некоторые источники утверждают, что затем волки покинули небо и отправились в Мидгард, где поедали трупы, разбросанные по земле.

Однако Стурлусон подчеркнул, что свет не угас навсегда. К счастью, до того, как ее схватили волки, Сол родила не менее красивую дочь. Этой дочери удалось выжить в битве при Рагнарёке.

Боги, пережившие Рагнарёк, вернулись в Асгард и приступили к строительству новой земли, где люди могли бы процветать. Человеческий род начался заново, когда из ветвей Иггдрасиля появилась человеческая пара. После этого дочери Сола было отдано материнское место на небе и поручено осветить новый мир.

Другие источники

Без работы Стурлусона сложно собрать воедино этот миф. Единственные другие письменные источники существуют во фрагментах с множеством пробелов. Тем не менее, они по-прежнему дают интересное представление о том, во что верили скандинавы.

Между этими источниками и работой Стурлусона есть некоторые различия. Некоторые утверждают, что Сол и Мани были созданы не от отца-человека, а с единственной целью дать свет миру и отметить течение времени. Они утверждают, что космос возник из небытия. В стихотворении Выбор прогноза пророчица открыла информацию как о начале, так и о конце мира:

«Солнце, сестра луны,
Сиял с юга,
С ее стороны
Над краем небес;
Солнце еще не знало
Где должен быть ее дом,
Луна еще не знала
Какая у него была сила…»
(строфа 5)

Со временем боги встретились и организовали разные части дня и года, а также фазы луны. При этом Один сказал Солу и Мани, где они вписываются в цикл времени во вселенной. Затем Один провел их по небу и показал им правильный путь в их путешествии.

читать:  Хроники Акакора: «Когда боги пришли из космоса»

в Поэтическая Эдда , было сказано, что человек по имени Свалинн сопровождал Сол в ее колеснице и держал щит между ней и землей. Он сделал это, чтобы земля внизу не поглотила пламя. Точно так же в некоторых источниках Мани были даны помощники в виде детей по имени Бил и Хьюки, которые держали бочку и шест, видимые с Земли.

Колесница скандинавского бога солнца Сола, охраняемая Свалином, преследуемая волком Хати (общественное достояние)

Колесница скандинавского бога солнца Сола, охраняемая Свалином, преследуемая волком Хати ( Всеобщее достояние )

Мы знаем, что основное повествование, которое проходит через эти источники, должно быть очень старым. Сказка была найдена высеченной в скалах и на других скандинавских артефактах бронзового века. Примером этого является солнечная колесница Trundholm. Из-за ограниченного количества сохранившихся письменных источников эти физические источники истории могут быть чрезвычайно красноречивыми.

Солнечная колесница Trundholm, артефакт бронзового века, изображающий солнце, запряженное лошадью, обнаруженный в Дании в 1902 году (NationalMuseet/CC BY SA 3.0)

Солнечная колесница Trundholm, артефакт бронзового века, изображающий солнце, запряженное лошадью, обнаружен в Дании в 1902 году (NationalMuseet/ СС ПО СА 3.0 )

Есть и другие, более мелкие различия между некоторыми письменными источниками. Например, в Дело Вафтрудруд, вместо того, чтобы быть поглощенным Хати, как утверждал Снорри, Сол был поглощен отцом волка, Фенриром:

«Эльфийский диск
рожает дочь
Как только Фенрир съест ее;
Когда боги умерли
Она идет по пути своей матери».
(строфа 46-47)

Более того, Баллада о Вафтруднире дал лошадям, тянущим колесницы, разные имена. Там их называли Скинфакси (сияющая грива) и Хримфакси (морозная грива). Первые работали днем, вторые — ночью.

Сходства скандинавских богов Солнца и Луны с мифами других культур

Есть много параллелей между историей скандинавских богов солнца и луны, Солнца и Мани и другими мифами по всему миру. У большинства древних цивилизаций была пара божеств, которые представляли или олицетворяли солнце и луну. Их история настолько похожа на другие европейские мифы о солнце и луне, что историю Сола и Мани часто путают с более поздними историями из других культур, которые на самом деле были вдохновлены ими.

Произошла некоторая путаница между скандинавскими и римскими мифами, потому что латинское слово для обозначения солнца — «сол», поэтому римского бога солнца также звали Сол. Однако многие утверждают, что сходство является только лингвистическим, а не существенным сходством. Для тех, кто не относится к скандинавской культуре, имя Сола было изменено, чтобы включить местный язык. Например, в Германии бога солнца звали Сунна (корень английского слова «солнце»).

читать:  Зоя: Странное чудо святителя Николая в 1956 году

Еще одно сходство заключается в том, что многие древние культуры изображали свои божества солнца и луны как братьев и сестер, и часто разного пола. Например, в греческой мифологии есть сказания об Аполлоне и Артемиде, а также о Гелиосе и Селене.

Кроме того, многие мифы о богах солнца и луны включают использование колесницы или другого транспортного средства для путешествия по небу. Например, в Древнем Египте бога солнца Ра обычно изображали в лодке. Точно так же в греческой мифологии Гелиос и Селена управляли колесницами, как Сол и Мани.

Изображение Селены, греческой богини луны, в летающей колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми. Греческие боги солнца и луны Селена и Гелиос параллельны скандинавским богам солнца и луны, Солу и Мани. (Коллекция Wellcome / общественное достояние)

Изображение Селены, греческой богини луны, в летающей колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми. Греческие боги солнца и луны Селена и Гелиос параллельны скандинавским богам солнца и луны, Солу и Мани. (Коллекция Добро пожаловать / Всеобщее достояние )

Основное отличие скандинавского мифа от других индоевропейских мифов состоит в том, что солнце обычно имеет мужское начало, а луна — женское. В этом смысле скандинавский миф был противоположностью нормы. Скорее всего, это связано с тем, что полы соответствуют их языкам. В латыни слово Sol является существительным мужского рода, а в скандинавском языке существительное Sol женского рода.

Греческий бог солнца Гелиос управлял колесницей, подобно скандинавскому богу солнца Солу; однако пол братьев и сестер меняется. Картина Ганса Адама Вайссенкирхнера, 1685 г. (общественное достояние)

Греческий бог солнца Гелиос управлял колесницей, подобно скандинавскому богу солнца Солу; однако пол братьев и сестер меняется. Картина Ганса Адама Вайссенкирхнера, 1685 г. ( Всеобщее достояние )

Вывод

В заключение хочу отметить интересную историю Сола и Мани. Трудно сказать, что является частью оригинального скандинавского мифа, а что было добавлено позднее. Однако из-за сходства между другими древними мифами из других культур очевидно, что, по крайней мере, на самом базовом уровне эта история имела влияние.

https://www.youtube.com/watch?v=5b34QfW-Эльг

Историкам также помогают вещественные доказательства, оставшиеся от скандинавов, такие как наскальные рисунки и декоративные предметы. Их культурные артефакты позволили нам сегодня собрать воедино историю и глубже понять скандинавскую мифологию творения.

Верхнее изображение: Волки, преследующие скандинавских богов солнца и луны Сола и Мани. Источник: Джон Чарльз Доллман, 1909 г., Всеобщее достояние раскрашенный

Молли Даудесвелл

[ad_2]

Source link

(Посещений всего:211, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш