Как животные воспринимают смерть?

Различные виды животного мира, кажется, проявляют определенную степень религиозности перед лицом смерти.

В марте 2016 года исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, опубликовали удивительное открытие. В течение многих лет они проводили обширные исследования поведения шимпанзе в африканских джунглях.

С 2010 года они зафиксировали странное поведение этих животных в 39 различных анклавах. Никогда раньше не наблюдалось ничего даже подобного.

И несомненно, это был способ действия, общий для разных особей, принадлежащих к разным стаям, даже удаленным друг от друга на многие тысячи километров. Чтобы гарантировать, что наблюдения не представляют собой нарушение жизненного пространства животных, ученые использовали широкий спектр неинвазивных методов расследования. Таких как использование дистанционно управляемых камер.

Таким образом, они получили ценные изображения, на которых можно наблюдать, как самцы и самки шимпанзе или молодые шимпанзе занимаются накоплением камней под деревьями. Которые они затем бросают в них, издавая крики и выразительные вокализации.

Ученые подозревают, что такое поведение является неким ритуалом, имеющим сакральный смысл.

Эти груды камней напоминают пирамиды из камней, небольшие конические насыпи, в которые люди кладут гальку на гальку и которые имеют ясное культурное и духовное значение. Автор этого доклада имел возможность видеть такого рода священные символы в таких далеких друг от друга местах, как Финистерре в Галисии (Испания), в некоторых районах Мексики или в пустыне Тассили, расположенной на юге Алжира.

По мнению  Амми Калан, исследователем Макса Планка и остальными ее коллегами, очень вероятно, что такое поведение имеет какую-то культурную цель, поскольку накопление камней, по-видимому, не связано с их обилием или наличием деревьев в этом районе.

Более того, ученые подозревают, что на самом деле это некий обряд, имеющий сакральный смысл.

Если бы это было так, то то, что некоторые животные исповедовали какую-то анимистическую религию, означало бы также, что они в какой-то мере понимают, что такое смерть. В своей выдающейся работе  «Бонобо и десять заповедей»  (Tusquets, 2015) приматолог Франс де Вааль пишет:
«Не кажется рискованным утверждать, что антропоиды осознают смерть как нечто отличное от жизни и постоянное. Это подходит и для других животных, таких как слоны, которые берут бивни или кости мертвого члена стаи, держа их в своих хоботах и ​​передавая их от одного к другому.
Некоторые годами возвращаются на место, где умер родственник, просто чтобы потрогать и осмотреть их останки. Скучают ли они друг по другу? Помнят ли они, какими они были в жизни? На эти вопросы невозможно ответить, но мы не единственные, кто очарован и напуган смертью».

В приюте в Камеруне смотрители вытащили из вольера одну из шимпанзе, самку по имени Дороти, которая умерла от внезапной остановки сердца. Тело Дороти увезли на тачке, чтобы остальные шимпанзе могли видеть, как она уезжает.

читать:  Таинственный луч света над китайским городом

Обычно буйные животные собрались вокруг трупа, пристально разглядывая его и опираясь друг на друга. Они хранили полное молчание, поглощенные фигурой своего покойного друга, словно присутствовали на похоронах.

Как животные воспринимают смерть?

ПОХОРОННЫЕ обряды слонов

Принимая во внимание это и подобные наблюдения, Франс де Ваал отмечает:

«В целом реакция обезьян на смерть сородича свидетельствует о том, что они с трудом принимают ее (матери могут вынашивать мертвых детенышей неделями, пока труп не мумифицируется). Они осматривают тело, пытаются реанимировать его и кажутся обезумевшими и подавленными. Кажется, они понимают, что переход от жизни к смерти необратим.

Некоторые реакции похожи на то, как мы обращаемся с умершими, например, прикосновение, мытье, помазание и уход за телами перед их погребением. Но даже некоторые неантропоидные животные знают, в какой-то степени, что означает смерть. Например, слоны.

Эти животные склонны добросовестно осматривать скелеты или даже кости своих сородичей ногами и туловищем, видимо пытаясь опознать умершего. Когда один из них умирает, они обычно пытаются поднять его и оживить. Они используют свои мощные хоботы и клыки и даже кусают умерших. Другие пытаются запихнуть ему в рот пучки травы.

Есть исследования, которые предполагают, что слоны имеют определенное осознание смерти и проводят похоронные ритуалы.

Когда они понимают, что их партнер действительно «ушел», они остаются рядом с ним в течение длительного периода времени. Было даже замечено, что они копают хоботом землю, которую затем кладут на тело умершего. Они также используют ветки, чтобы покрыть труп.

Наконец, когда слон полностью засыпан грязью и ветками, его спутники остаются с ним на всю ночь. Только на рассвете они продолжают свой путь. Это похоже на похороны и поминки.

читать:  На кухне дома в Новой Зеландии нашли крошечных инопланетных существ

Как и Синтия Мосс, директор исследовательского проекта по исследованию слонов Амбосели в Кении. Считает, что эти животные имеют определенное осознание смерти, испытывают чувства, очень похожие на человеческие, и проводят похоронные ритуалы.

Однажды охотники ранили молодую самку по имени Тина. Остальная часть стаи бежала в спешке, что-бы окружить ее для защиты. Изо рта у нее шла кровь, и она едва стояла на ногах, но несколько родственников пытались ее поддержать, чтобы она не упала в обморок.

После сильного потрясения Тина скончалась. Ее всячески пытались оживить, а когда обнаружили, что она уже не на стороне живых, то своими хоботами посыпали землей и ветками ее обмякшее тело.

К ночи Тина была полностью покрыта кустами и песком. До рассвета его родственники дежурили у трупа. Тереза, мать Тины, оставила ее последней.

Как животные воспринимают смерть?

Другое свидетельство, изобилующее по этому же вопросу, принадлежит  DJ Schubert, который имел возможность приблизиться к стадам слонов, работая в миссии мира в Африке.
Однажды он наткнулся на группу слонов, окруживших лежавшее на земле тело младенца. После нескольких часов попыток включить его тело начали засыпать землей, травой и листьями. Родственники малыша наблюдали за происходящим и утешали друг друга.
Они переплелись хоботами и соприкасались ртами, как будто целовали друг друга. Шуберт убедил себя, что только что был свидетелем «похорон слона».

МЫ НЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Гэри Ковальски, автор книги  «Душа животных» (Arkano Books, 2008) рассказывает в своей книге о другом трогательном случае:

«Мой друг, у которого была животноводческая ферма в Центральной Америке, рассказал мне, что группа крестьян однажды убила теленка, чтобы поджарить мясо на импровизированной вечеринке. . . . После этого и в течение нескольких недель, до начала сезона дождей, остальная часть стада каждый вечер собиралась в круг вокруг того места, где был забит молодой теленок, и стояла там, мыча.

читать:  Мегалодон: рыбак выловил откушенную голову крупной акулы

Ковальски задается вопросом, «как мы можем убивать, не думая об агонии, перенесенной этим существом, или о разбитом сердце его партнера или его детенышей». Со своей стороны, в качестве кульминации, я добавлю, что мы можем спорить о том, испытывают ли животные священное или нет, но бесспорно то, что у них нервная система, как у людей, и поэтому они страдают как физически, так и психологически.

(Посещений всего:12, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш