Сибирь, Россия, с ее минусовыми зимами и коротким теплым летом — загадочное место. Большая часть страны здесь необитаема, далеко от населенных пунктов и торговых путей. Сегодняшняя загадка Сибири: Пор-Бажын.
Но, по-видимому, когда-то эта страна была очень важна, ибо в самых дальних уголках южной Сибири, недалеко от монгольской границы, лежит большая крепость. Расположенный на острове посреди большого озера, участок назван в честь руин большой разрушающейся стены Пор-Бажың, что означает «глиняный дом».
Этот «глиняный дом» крепость, которому почти 1300 лет, не был похож ни на что другое, построенное в этом районе в то время. И никто не знает, для чего это было сделано.
Пор-Бажын
Пор-Бажын — это руины большого обнесенного стеной сооружения, найденные на острове в озере Тере-Холь, в Республике Тыва на юге Сибири, Россия. Республика Тыва находится на границе между Россией и Монголией и имеет много общего с обеими культурами. Два официальных языка Тувы — русский и тувинский, смесь русского, монгольского и турецкого языков.
Когда-то Пор-Бажын был соединен с материковой Тувой, но с течением веков земля, соединяющая крепость с берегами озера, исчезла, образовав остров. Сами руины большие, с мощной навесной стеной, закрывающей огромное прямоугольное открытое пространство внутри.
В этой крепости находятся остатки построек, окруженных несколькими малыми и двумя большими двориками, тремя воротами, пандусами и так называемой «деревянной боевой эстрадой».
Но что здесь произошло, неизвестно: мы можем идентифицировать каркас и понять методы строительства Пор-Бажына, но мы не видим ни предназначения этой большой постройки в Сибири, ни даже того, кто были строители.
Исследования
Пор-Бажын тоже не совсем новое открытие. Он известен с 18 века, но не исследовался до 1891 года. Российский археолог, этнограф и историк Севьян Израилевич Вайнштейн исследовал остров в 1950-х годах, проведя ограниченные раскопки.
Он хотел продолжить исследование этой части Сибири, хотя в Советском Союзе считалось, что там никто не может и не будет жить. Население Тувы составляет всего 320 000 человек (по данным переписи 2018 года), и это уникальная часть России.
Раскопки, проведенные Вайнштейном и группой ученых, были первыми на Пор-Бажыне. Вайнштейн считал, что это сооружение было крепостью, построенной во времена Третьего уйгурского каганата в 8 веке.
Команда поняла, что планировка Пор-Бажына очень похожа на Карабалгасун (также известный как Орду-Балик), столицу Уйгурской империи, тюркской империи, правившей регионом в 8-м и 9-м веках.
Обе руины представляли собой территорию с одинаковыми стенами, окружающими постройки, которые выглядели как фундаменты домов с большой площадью в центре, которая, вероятно, была большим домом или дворцом.
Только в 2007-2008 годах другая группа российских ученых вернулась, чтобы раскопать гораздо большую территорию. В состав группы входили геофизики, археологи, историки, геоморфологи, гидрологи и почвоведы. То, что открыли эти раскопки, только еще больше озадачило руины Пор-Бажына.
Новые открытия, новые вопросы
Во время раскопок 2007 года команда узнала, что могло оставить Пор-Базын в руинах. Научная группа, используя археологию и геоморфологию, обнаружила землетрясение, произошедшее в 8 веке.
Это землетрясение произошло во время строительства «крепости» и, возможно, стало основной причиной того, что это место было полностью заброшено в начале 9 века. Команда не смогла найти никаких других источников, указывающих, почему он был заброшен, оставив только гипотезу о землетрясении.
Второе катастрофическое землетрясение произошло в IX веке. Это второе землетрясение вызвало несколько пожаров, в результате чего внутри стен остались обугленные деревья.
Возраст руин
Ученые также обнаружили, что стены были построены с использованием китайского метода под названием «ханту», который был популярен во времена династии Тан с 618 по 907 год нашей эры. Слои земли и глины были утрамбованы в деревянную раму, создавая прочную и долговечную конструкцию с использованием материалов, которые были легко под рукой.
Используя радиоуглеродное датирование и дендрохронологию (метод датирования археологических артефактов с использованием и изучением годового кольца роста в древесине и стволах деревьев), команда узнала, что строительство руин началось в 777 году нашей эры. Наконец-то были получены ответы на некоторые вопросы.
Но ничто, найденное во время раскопок, ничего не раскрывало в основе тайны. Кто построил крепость, кто ее занимал, для чего она использовалась и почему была так изолирована: все это остается загадкой.
На самом деле, знание года постройки Пор-Бажына только привело к еще большей путанице. В 8-м и 9-м веках уйгуры были племенными группами кочевых тюркских народов: не из тех, кто строил постоянные поселения, не говоря уже о чем-то такого размера.
Еще одна загадка заключалась в том, что ученые не смогли найти никаких остатков стационарных систем отопления, которые считались необходимыми для того, чтобы крепость оставалась обитаемой в суровые сибирские зимы.
Такие системы обнаружены в 14 других уйгурских городищах, обнаруженных в Туве. Отсутствие системы отопления указывало бы на то, что это место могло быть летним домом, но его можно было использовать только в течение короткого времени.
Была ли это когда-нибудь крепость?
Несмотря на находки при раскопках с 2007 по 2008 год, назначение Пор-Бажына до сих пор остается загадкой. Но, учитывая историю этого района, есть несколько вариантов того, для чего использовался Пор-Бажын.
Вайнштейн еще в 1950-х годах дал первое предложенное объяснение, полагая, что руины были бывшей крепостью из-за высокой стены, построенной по периметру территории.
Хотя это действительно могло быть целью, открытия экипажа в 2007–2008 годах поставили под сомнение предположение Вайнштейна. По дате строительства Пор-Бажына подтверждено, что этот район был частью территории, находящейся под контролем третьего уйгурского каганата.
Каганат находился в конфликте с Китаем за власть над территориями, что могло объяснить, почему на этом месте были показаны китайские строительные технологии. В то время было известно, что китайские ремесленники и строители помогали строить особый тип сооружений: мемориальные комплексы.
Возможно ли, что Пор-Бажын был местом паломничества, каким-то святым местом или важным местом, куда совершали паломничество кочевые племена? Если это так, то архитектура памятника вызывает еще большее недоумение, так как здесь нет конструкций и фундаментов, типичных для тюркских мемориальных комплексов. Это не мавзолей.
Есть и другие возможности. Учитывая историческую китайскую архитектуру, Пор-Бажын выглядит как шаблон «идеального города», построенного по оси вокруг большого центрального здания. Хотя это место выглядит как эти идеальные города, оно также включает в себя элементы, найденные в буддийских монастырях, что свидетельствует о множественных культурных влияниях.
Небольшие, похожие на дома участки вдоль внутренних стен могли быть местом проживания монахов, а храм должен был быть большим центральным сооружением в центре. При взгляде на картины династии Тан форма руин сильно напоминает изображения дворцов в буддийской концепции «рая».
Каган Тендри Бёгу
Религия могла быть причиной того, что Пор-Бажын был построен, и могла объяснить его изолированное расположение. Но буддизм в то время не был основной религией в регионе, поэтому вопрос о том, кто спонсировал строительство, остается загадкой.
Правителем каганата во время строительства был каган Тендри Бёгу, и у него была история агрессии по отношению к буддистам. Уйгуры под командованием Бёгу после присоединения к силам Тан во время битвы при Лояне в 762 году нашей эры разграбили город.
Когда жители искали убежища в буддийских храмах в целях безопасности, уйгуры сжигали каждый буддийский храм, который им попадался.
Бёгу был обращен в манихейство, древнюю персидскую религию, манихейским священником. Объявив, что манихейство было официальной религией для всего уйгурского каганата, считается маловероятным, что Бёгу приказал бы построить большой буддийский объект в своем королевстве.
Манихейство началось в 3 веке нашей эры и было основано на космической энергии и балансе между светом и тьмой. Религия включает элементы иранских религий, даосизма, буддизма и христианства. Это может дать ключ к разгадке: был ли Пор-Бажын изначально буддийским храмом, а когда религия изменилась, он стал манихейским храмом.
Это конечно предполагает, что Бор-Бажын — храмовый комплекс. Одна из проблем, связанных с тем, что Пор-Бажын был построен для религиозных целей, заключается в том, что нет никаких доказательств того, что здесь существовала какая-либо духовная практика, будь то буддизм или манихейство.
Еще одно странное явление на Пор-Бажыне – так и не был найден культурный слой. Оккупационный слой — это слой остатков, оставленных на месте археологических раскопок одной культуры. Слои занятий помогают определить дату и то, какая группа уйгуров использовала или находилась в Пор-Бажыне. Кажется, здесь никто не жил.
Для чего был построен Пор-Бажын?
В 2007 году ученые предсказывали, что Пор-Бажын со временем погрузится в озеро Тере-Холь. В 2009 году руководитель раскопок в Пор-Бажыне двумя годами ранее согласился с ее командой. Она заявила, что по мере того, как вечная мерзлота, на которой стоит Пор-Бажын, продолжает таять, оставшиеся стены начнут разрушаться в озеро примерно через 80 лет.
Сейчас мир знает о Пор-Бажыне больше, чем когда-либо прежде, но также ничего не знает. Для чего он был построен, почему был заброшен в начале IX века и что еще есть на этом месте? Не весь Пор-Бажын был раскопан, и большая часть руин могла таить в себе нерассказанные тайны истории этой области Сибири. До тех пор это огромное изолированное сооружение в глубинах Сибири остается загадкой.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш