По прибытии в деревню маори в густых лесах Северного острова Аотеароа, Новая Зеландия, где-то в конце 1830-х годов корнуоллский миссионер Уильям Коленсо заметил кое-что любопытное. Это было знаменательное событие — Коленсо, как сообщается, был первым европейцем, посетившим общину.

По его словам, женщины маори готовили «картофель» (возможно, кумару, клубень, похожий на сладкий картофель) в бронзовом горшке над очагом, а не более традиционным методом, помещая нагретые камни в деревянную посуду. Это было особенно странно, потому что деревня не наладила торговлю с иностранцами и, следовательно, полагал Коленсо, не имела доступа к бронзе, которая в то время не производилась на острове.

Коленсо пригляделся. Это был действительно странный горшок. Примерно 6,5 дюймов в высоту и 6 дюймов в ширину, у него были выступы и неровный край, как будто часть горшка откололась. На бронзе были выгравированы петли и завитки языка, который не был английским. Это был не горшок, понял Коленсо. Это была вершина корабельного колокола.

Женщины маори рассказали Коленсо, что он был с ними из поколения в поколение: их предки нашли его в корнях дерева, поваленного бурей. Заинтригованный, Коленсо обменял колокол на чугунный котел. Когда он умер в 1899 году, объект был завещан Колониальному музею, который позже стал Новозеландским музеем Те Папа Тонгарева, расположенным в Веллингтоне.

Тайна археологии: бронзовый, тамильский колокол
Женщина-маори готовит еду в горячем источнике в Роторуа, около 1933 года. До появления металлических сосудов приготовление пищи в Аотеароа, Новая Зеландия, обычно заключалось в размещении нагретых камней в деревянных контейнерах. фото: ГЕНЕРАЛЬНОЕ ФОТОАГЕНТСТВО / GETTY IMAGES

Более века ученые ломали голову над объектом, известным как тамильский колокол из-за рельефного письма на тамильском языке, на котором сегодня говорят в юго-восточной Индии, Шри — Ланке и Сингапуре.

Почти все остальное, связанное с колоколом, в том числе то, как он оказался в Новой Зеландии, оставалось загадкой. До тех пор, пока в 2019 году в Веллингтон не прибыла Налина Гопал, любознательный куратор музея из Центра индийского наследия Сингапура. Ее настойчивая детективная работа раскроет удивительные подробности о колоколе — а также поднимет новые вопросы.

Прикосновение к холодной бронзе тамильского колокола впервые пробудило интерес Гопал. «Это был сюрреалистический момент», — говорит она, и ее глаза загораются при воспоминании. Как и в случае с Коленсо почти двумя веками ранее, Гопал была поражена несоответствием тамильского колокола.

Нет никаких исторических записей или археологических свидетельств того, что тамильские мореплаватели когда-либо плавали в Новую Зеландию или торговали с ней. Проще говоря, колокол не поддается объяснению. «Это похоже на НЛО, — говорит Гопал.

Первоначальная форма колокола исчезла, и осталась только корона, ненамного больше ее сложенных чашечкой ладоней. Его размер вызывает вопросы об оригинальной истории Коленсо: был ли он достаточно большим для приготовления картофеля? «Может быть, молодой картошки», — смеется Гопал.

Гопал углубилась в предыдущие теории о колоколе. Еще в 1882 году новозеландский ученый Уильям Маскелл полагал, что колокол мог находиться во владении какого-то много путешествовавшего моряка, который сохранил его в качестве сувенира из порта Южной Азии, но каким-то образом потерял его на Северном острове.

В своей книге 1996 года «Тайны Новой Зеландии» историк Робин Госсет предположила, что корабль-призрак — его команда умерла или покинула судно — мог дрейфовать тысячи миль, прежде чем потерпел крушение у берегов Новой Зеландии.

Тайна археологии: бронзовый, тамильский колокол
Портрет миссионера Уильяма Коленсо, опубликованный в 1898 году (слева) рядом с иллюстрацией тамильского колокола 1871 года, включая строку письма, которую около 150 лет спустя приезжий ученый использовал для разгадки части тайны артефакта. ФОТО HATHITRUST/ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

В одном люди, знакомые с тамильским колоколом, согласились: он должен быть очень старым. В конце концов, он выглядел старым, а сценарий ранее был датирован 14 или 15 веком. Гопал, носитель тамильского языка из южной Индии, сразу отвергла этот вывод.

«Чем старше [тамильский] становится, тем труднее его читать, потому что он еще дальше отходит от того, каков сегодня», — говорит Гопал, добавляя, что, когда она увидела колокольчик, «я могла читать на тамильском языке». С помощью археолога, умеющего анализировать древние письмена, Гопал обнаружила, что колокол, скорее всего, был сделан в 17 или 18 веке.

Затем она обратила внимание на значение надписи, которая ранее была переведена как «колокол корабля Мохидин Букс». Хотя английское написание имени было неопределенным — это могло быть Мохидин Бакш или Мохайдин Бахш, — все пришли к выводу, что колокол определенно принадлежал кораблю, принадлежащему Мохидин Букс.

«Перевод надписи на колоколе был вполне буквальным, — говорит она. «И я не думаю, что они тщательно исследовали, кем или чем может быть Мохидин Букс».

Просматривая книги в поисках дополнительной информации, она наткнулась на работу Дж. Раджи Мохамада, исследователя из Тамил Наду и бывшего куратора местного регионального музея. Мохамад пытался разгадать тайну колокола с 1980-х годов.

Мохамад был первым, кто предположил, что Мохидин Букс мог быть владельцем самого корабля. Гопал и Мохамад объединили усилия, чтобы узнать больше. Мохамад корпел над морскими архивами из Тамил Наду, а Гопал просматривала документы в Национальном архиве Сингапура. Записи о доставке аналоговые, требующие многочасовых кропотливых поисков. Их тщательная работа привела к неожиданной находке.

Тайна археологии: бронзовый, тамильский колокол
Корабль начала 20-го века в гавани Вангераи на Северном острове Новой Зеландии и недалеко от деревни маори, где корнуоллский миссионер Уильям Коленсо обменял чугунный котел на артефакт, ныне известный как тамильский колокол. фото: ГРУППА SEPIA TIMES/UNIVERSAL IMAGES ЧЕРЕЗ GETTY IMAGES

«Многие мусульманские торговые общины в Юго-Восточной Азии почитали [святого по имени] Мохидин Букс, — говорит Гопал. Она и Мохамад узнали, что Мохидин Букс — это обычное название кораблей, отплывающих из Тамил Наду. «Идея заключалась в том, чтобы корабль был защищен, потому что он был назван в честь святого», — говорит Гопал.

Она увидела надпись на тамильском колоколе, Mohideen Bux udiya kappal udiya mani , в новом свете. «Удия означает «принадлежащий кому-то», — говорит Гопал. «Возможно, в данном случае они на самом деле имели в виду, что корабль находился на попечении святого, а не принадлежал человеку».

Гопал и Мохамад менее успешно соединили любые тамильские корабли с Новой Зеландией. Они не нашли свидетельств каких-либо утерянных торговых сетей и не смогли точно определить, на каком корабле мог находиться тамильский колокол.

По словам Мохамада, после того, как история о колоколе в 1975 году произвела фурор в местных СМИ, на него заявили права несколько семей в регионе. Три семьи считали, что они произошли от морских торговцев, у которых когда-то мог быть корабль с таким названием. Одна семья даже обратилась в музей Те Папа с просьбой вернуть колокол в штат Тамил Наду, которому, по их мнению, он и принадлежал.

Когда Гопал вернулась в Сингапур, она взяла с собой колокол, взятый взаймы Центром индийского наследия. Гопал говорит, что в течение семи месяцев, когда он был выставлен на обозрение, прежде чем вернуться в Те Папа, тамильские мусульмане были взволнованы, увидев этот фрагмент своего прошлого.

В конечном счете, Гопал считает, что колокол должен остаться в Новой Зеландии. «Это часть путешествия колокола, — говорит она. Возможно, добавляет она, колокол может делать то же, что и всегда: передвигаться, посещать разные музеи, как когда-то корабль с ним заходил в отдаленные порты.

На данный момент колокол находится в Те Папе, все еще надевая мантию тайны. И, пожалуй, слабый налет древесного угля от костра.