Синташта: потерянные воины и колесницы уральских степей, куда исчезли синташты и были ли они предками ариев? Во многих ситуациях лучший способ проследить, как наши предки перемещались по древней Евразии, — это изучить языки, на которых они говорили.
Часто общность языка или свидетельства частого использования заимствованных слов могут указывать на торговые отношения и ассоциацию между двумя народами. Которые в противном случае были бы упущены.
Индоиранская языковая семья — самая юго-восточная ветвь индоевропейских языков. Эта ветвь языка включает 300 языков, на ней говорят около 1, 5 миллиарда человек и она охватывает Кавказ, Южную, Центральную и Западную Азию.
Считается, что в эпоху средней бронзы языком, на котором говорили, был протоиндоиранский язык, предок современных индоиранских языков. Одна группа ранних народов, которые, вероятно, говорили на этом языке предков, являются представителями синташтинской культуры.
Эта культура была известна своими навыками обращения с лошадьми, металлургией и созданием сложных городов. Но, прежде всего, они были известны тем, что использовали крайне необычное для степных воинов орудие ведения войны. Синташты были колесничими.
Синташтинская культура
Синташтинская культура — археологическая культура позднего среднего бронзового века, существовавшая где-то около 2200-1900 гг. до н. э. Расположенная к западу и востоку от Южного Урала. Культура названа в честь археологического памятника Синташта в Челябинской области России.
Но этот народ распространился гораздо дальше своей столицы: через Оренбургскую область, Республику Башкортостан и в Северный Казахстан.
Считается, что синташтинская культура демонстрирует «миграцию на восток народов из культуры шнуровой керамики». Культура шнуровой керамики, одна из старейших цивилизаций, существовавшая между 3000 г. до н. э. и 2350 г. до н. э., охватывала большую территорию Северной, Центральной и Восточной Европы.
Синташтинская культура тесно связана с происхождением индоиранских языков. Считается, что представители синташтинской культуры говорили на протоиндоиранском языке (предке индоиранской языковой семьи). Археологи и лингвисты поддерживают это мнение из-за сходства между Ригведой, религиозным текстом, содержащим гимны на ведическом санскрите.
Культура в первую очередь связана с одним археологическим объектом: остатками укрепленного поселения и города бронзового века с характерным использованием металлургии. В то время, когда многие люди были кочевниками, синташтинская культура, казалось бы, создавала постоянные поселения.
Металлургия как меди, так и бронзы существовала в каждом доме Синташты
Поселение состояло примерно из 50 или 60 прямоугольных домов, построенных по кругу диаметром 140 метров. Круг домов был окружен большой земляной стеной, укрепленной деревом. Река Синташта, которая впадает в реку Тобол в Сибири, со временем сместилась и разрушила половину синташтинского археологического памятника; видны только остатки 31 дома.
Но того, что сохранилось, достаточно, чтобы рассказать нам, насколько странной была эта культура. Металлообработка была частью этой культуры на беспрецедентном уровне, и каждая часть жизни была переплетена с бронзой.
Археологи нашли доказательства, которые убедительно свидетельствуют о том, что металлургия как меди, так и бронзы существовала в каждом доме Синташты. Экономика, вероятно, вращалась вокруг их навыков в области металлургии меди.
Медные руды, в изобилии доступные в рудниках рядом с этим местом, были доставлены в Синташту для переработки в медь и мышьяковистую бронзу. Мышьяковистая бронза получается, когда мышьяк, а не олово, соединяется с медью для создания бронзы.
Мышьяк — яд, и создание мышьяковой бронзы отразилось на здоровье синташтинцев. Мышьяк испаряется при температуре 1139°F (615°C), и во время его плавления и даже во время литья мышьяк выделял оксид мышьяка вокруг всех, кто работал с металлом, то есть практически среди всех.
Оксид мышьяка поражает глаза, кожу, легкие и нервную систему тех, кто подвергся воздействию высоких доз. Хроническое отравление мышьяком приводит к слабости в ногах и ступнях, также известной как периферическая невропатия.
Из-за размера и сложности укреплений синташтинской культуры считается, что металлургия развивалась на том, что можно было бы считать промышленным уровнем. В каждом здании, раскопанном на Синташтинских стоянках, имеются остатки шлаковых и плавильных печей.
Колесницы
Колесница заново изобрела военное искусство и на протяжении веков широко использовалась по всей Восточной Европе. Синташтинская культура была хорошо известна своим использованием и привязанностью к конным колесницам.
В местах захоронений, связанных с Синташтой, часто наблюдаются признаки сложных погребальных ритуалов. В ходе которых умершего хоронили вместе с его украшениями, лошадьми, оружием и, во многих случаях, его колесницей. Археолог из Хартвик-колледжа в Онеонте, штат Нью-Йорк, использовал радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст черепов лошадей, захороненных вместе с колесницами.
Удивительно, но черепа датированы примерно 2000 годом до нашей эры, а это означает, что колесницы примерно того же возраста. Это важно, поскольку подразумевает, что колесницы были созданы и использовались за двести лет до того, как они появились на Ближнем Востоке, откуда, как считалось, они произошли.
Имеющиеся теперь данные свидетельствуют о том, что изобретение и использование колесниц произошло в великих евразийских степях. Именно степи, а не центральные районы Месопотамии, первыми придумали войну на колесницах.
Однако колесницы, используемые в синташтинской культуре, сильно отличаются от древних колесниц Ближнего Востока. Колесницы Синташты были достаточно широки для одного человека, а колесницы Ближнего Востока могли вместить до трех человек. Колеса синташтинских колесниц имели от 8 до 12 спиц по сравнению с четырьмя спицами на ближневосточных колесах.
Но главная проблема в том, что колесницы синташтинской культуры не совсем подходят к той среде, в которой оказались синташтинцы. Степи всегда славились своими искусными всадниками, а ландшафты Урала даже сегодня сложны для навигации.
Погребальные ритуалы идентичны тем, которые описывает Ригведа
Так почему же культура с исключительными навыками верховой езды добавила колесницу, которая только замедляла бы лошадь? Ответ на этот вопрос может лежать на страницах 3000-летней Ригведы. Религиозный текст представляет собой сборник гимнов арийского народа, всадников, вторгшихся в Индию с севера. Гимны Ригведы очень подробно описывают традиционные арийские ритуалы.
Хотя культура Синташта существовала за тысячу лет до написания Ригведы, ее погребальные ритуалы идентичны тем, которые описывает Ригведа. Воинов хоронили вместе с лошадьми и колесницами.
Покойника кладут позади колесницы, в земле выкапывают ямы и для колесницы. Над телами и колесницей кладут несколько досок, на досках совершается ритуальное жертвоприношение коней и одного козла.
Яму в засыпают землей и создают холмик. Как только курган будет готов, то же жертвоприношение животных повторяется.
Тот факт, что в синташтинской культуре применялись точно такие же практики, описанные в Ригведе, является жутким. Если мы продолжим рассматривать Ригведу, то увидим, что колесница — это средство передвижения богов, и существует множество рассказов о гонках на колесницах. Возможно ли, что синташты были древними предками ариев?
Что случилось с Синташтой?
Считается, что синташтинская культура прекратила свое существование в результате расширения. Большая часть металлов, производимых людьми, вывозилась во многие города так называемого Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК) Центральной Азии.
Благодаря торговым путям из Центральной Азии, достигающим степей, синташты имели доступ к другим городским цивилизациям, в такие места, как Месопотамия и современный Иран. Торговые пути позволили лошадям, колесницам и индоираноязычным народам синташтинской культуры проникнуть на Ближний Восток.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш