[ad_1]
Сегодня рабство рассматривается как одно из самых страшных злодеяний, когда-либо совершенных человечеством, но когда-то рабство рассматривалось как еще одна часть повседневной жизни. Эллинистический мир Древней Греции не был чужд рабству.
На самом деле количество рабов, живших в период греческого господства, было одним из самых высоких в истории. Это была одна из основных черт жизни того времени. И один из первых зарегистрированных примеров беглого раба происходит из Египта, управляемого греками, или периода Птолемея, который длился с 305 по 30 г. до н.э.
Рабство в птолемеевском Египте и упоминания о беглых рабах
Самое раннее упоминание о беглом рабе происходит из птолемеевского Египта во втором веке до нашей эры. В это время Египет находился под властью Птолемеев. Это были потомки Птолемея I, бывшего полководца Александра Македонского. В этот период Египет был значительной частью эллинистического мира, однако, в отличие от многих земель, завоеванных Александром, рабство в Египте фактически уменьшилось после его завоевания.
Это произошло потому, что новые греческие правители активно препятствовали рабству из опасения, что использование рабов будет конкурировать только с бесплатным трудом и приведет к полному социальному потрясению. В то время многие египтяне работали не за деньги, а просто для того, чтобы им разрешили остаться арендаторами.
Это статуэтка раба Старого Царства (Музей изящных искусств, Будапешт). (ХоремВеб/ CC BY-SA 4.0 )
При этом греки действительно принесли с собой другую форму рабства: греческую форму. Когда греки медленно вошли в Египет, они привели с собой своих рабов. Эти рабы играли огромную роль в повседневной жизни этих греков, особенно в торговле, ремеслах и домашнем хозяйстве. Некоторых рабов также отправили на дополнительное обучение через ученичество. Этим рабам давали еду и одежду за их работу, а иногда и денежные суммы для оплаты расходов на проживание, пока они учились.
В то время как ранее рабы были найдены во многих различных областях Египта, таких как карьеры или на королевских строительных проектах, в эллинистический период рабы были найдены только в домашних хозяйствах греков, живших в птолемеевском Египте. Подавляющее большинство этих рабов были не греками и не египтянами, а выходцами из чужих земель, находившихся под властью эллинов.
В этот период только греки могли позволить себе рабов, потому что египтяне фактически занимали очень низкое социальное положение под властью Птолемеев. Тем не менее, очень немногие люди имели достаточно средств, чтобы позволить себе более одного или двух рабов. На самом деле только правители и аристократия могли позволить себе владеть другими людьми. Однако в целом греческие правители Египта ввели ограничения на работорговлю, поэтому у них, вероятно, было меньше рабов, чем у фараонов, правивших до них.
Фигурка семитского раба из Египта. (Ханай / CC BY-SA 3.0 )
У первого зарегистрированного сбежавшего раба было иностранное имя
Это первое упоминание о беглом или беглом рабе было написано на листе папируса, найденном в песках Египта. В нем рассказывается история Хермона, также известного как Нил. Хермон был сирийцем, родившимся в Бамбисе. Ермон принадлежал Аристогену, сыну Хрисиппа, греческого философа-стоика. А когда Ермону было 18 лет, он убежал. Кусок папируса, документирующий его побег, на самом деле является призывом к его возвращению и гласит:
«Лет 18, среднего роста, безбородый, с хорошими ногами, ямочка на подбородке, родинка у левой половины носа, шрам над левым углом рта, татуированный на правом запястье с двумя варварскими буквами. Он взял с собой три золотых монеты, десять жемчужин, железный перстень, на котором изображены масляная фляжка и стригилы, одет в плащ и набедренную повязку. Тот, кто вернет этого раба, получит 3 веса меди. Если он укажет на него в святилище, 2 веса меди. Если он укажет на него в доме солидного и деятельного человека, 5 весов меди». (Цит. по Combing, 2014 г.)
Вес меди относится к талантам. Следовательно, человек, который вернет раба, получит взамен 3 медных таланта. Святыня относится к средиземноморскому обычаю рабов, укрывающихся в храмовых святилищах. Дом солидного мужчины относится к тому факту, что Ермон мог войти в другой дом рабов, поскольку побег из Египта был бы почти невозможен. Интересно, что Ермон сбежал с другом, который кажется менее важным, но которого Аристоген все еще хочет вернуть:
«С ним бежал Бион, раб Калликрата, один из главных управляющих в кортНизкорослый, широкий в плечах, коренастый, ясноглазый, ушел в верхней одежде, в рабской накидке и в женском платье стоимостью 6 талантов 5000 драхм». (Цит. по Combing, 2014 г.)
На этом древнеегипетском каменном настенном панно, входящем в коллекцию Археологического музея в Болонье, изображены проданные и наказанные нубийские рабы. (Майк Нелл / CC BY-SA 2.0 )
Обращение и наказание рабов
Неизвестно, выжили ли эти двое, но если их поймают, им, вероятно, грозит суровое наказание, вероятно, клеймение или ампутация конечностей. Стоит также отметить, что платье, в котором сбежал Бион, весьма трагично стоит больше, чем цена, которую Аристоген готов заплатить за возвращение Ермона.
Совсем неудивительно, что Хермон и Бион сбежали. В конце концов, жизнь раба в эллинистическом мире была адским опытом. С ними обращались ужасно, и их часто били плетью в наказание за их проступки. Другие наказания включали клеймение, обычно на лоб, на всеобщее обозрение.
Лучший шанс раба на достойную жизнь — либо заслужить свободу, либо сбежать. Заслужить свободу в качестве раба было почти невозможно, полагаясь либо на добрую волю своего владельца, либо на вашу способность каким-то образом заработать достаточно денег, чтобы купить свободу. По этой причине Хермон и его друг Бион решили бежать. Будем надеяться, что они успели.
Главное изображение: египетские рабы и другие в египетской одежде. Источник: Adobe Stock/ Руслан
Марк Брофи
[ad_2]
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш