Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы

Мы долго пытались понять, что делает нас такими, какие мы есть, что делает нас людьми. На протяжении столетий предпринималось множество попыток выяснить, что именно вызывает наши эмоции, наши мысли, нашу личность, даже саму нашу душу. Одна область, над которой долго размышляли, была именно тем, откуда берется гений.

Кажется, что каждое поколение производит тех немногих индивидуумов, которые выходят за рамки нормы, чтобы иметь невероятное видение, которое продвигает наш вид. Откуда это? Это какая-то врожденная черта, что-то рожденное в нас? Это просто усердие и практика ремесла? Или это нечто большее?

На протяжении столетий этими вопросами серьезно занимались, и это во многом было связано с кражей голов мертвецов.

Во второй половине 18-го века идея о том, что форма черепа человека, его различные очертания, выпуклости и впадины могут предсказать самые разные вещи о человеке, включая черты личности, таланты, сходство, склонности и многое другое. , это было в моде.

Называемая френологией, хотя она практиковалась с 17 века, она была впервые популяризирована и внедрена в общественное сознание немецким врачом Францем Йозефом Галлом в 1796 году и быстро завоевала популярность в 19 веке, особенно примерно с 1810 по 1840 год.

Основная идея заключалась в том, что мозг является органом разума и что определенные области мозга обладают локализованными, специфическими функциями или модулями, влияющими на человека.

Согласно френологии, эти различные области были чем-то вроде мышц мозга. и что их работа повлияла на форму черепа, поэтому у всех были шишки в разных местах и ​​почему у всех были разные формы головы.

Считалось, что, исследуя чей-то череп, можно многое о нем сказать, в том числе не только об его личности в целом, но и о многих других вещах.

Например, насколько религиозным может быть человек, насколько он зол, насколько хорошо он может сосредоточиться, насколько он обречены на преступную жизнь или славу, если бы они были хорошим ученым или солдатом, или хорошей женой или матерью, список можно продолжать и продолжать.

Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы

По мере того, как френология набирала популярность, ее использовали для чтения черепов преступников, чтобы определить, насколько они пригодны для искупления, для выбора лучших рабов, лучших жен, а также работодателями, стремящимися отсеять любых сотрудников, чьи черепа были сочтены непригодными для их профессии.

Вскоре люди начали размышлять о том, может ли форма черепа дать нам возможность заглянуть в источник, из которого берут начало человеческое творчество и гений.

В то время существовала идея, что, возможно, гениальность возникает не только благодаря практике и совершенствованию своего ремесла, но что это врожденная черта, происходящая из какого-то туманного, неосязаемого источника в мозгу, и что это можно определить, исследуя черепа гениев.

Проблема заключалась в том, что большинство гениев на самом деле не хотели исследовать свои головы и не желали отдавать свои тела в дар науке, поэтому нашлись расхитители могил, готовые сделать это по старинке и просто забрать их. Колин Дики, авторCranioklepty: Grave Robbing and the Search for Genius называет акт кражи черепов гениев «краниоклептией» и говорит об этом в  подкасте «Эти дни» :

Идея заключалась в том, что разные части вашего мозга делают разные вещи, и это то, что мы до сих пор считаем правдой. Но френологи думали, что если бы какая-то часть вашего мозга была более развита, она была бы физически больше и фактически прижималась бы к черепу и образовывала своего рода углубление.

Таким образом, череп действует как своего рода способ записи того, насколько ваш мозг сильнее или слабее, чтобы вы могли ощупать чью-то голову и понять, знаете ли, собирается ли он стать великим ученым, хорошим солдатом или ну, знаешь, хорошая жена и мать или еще что-нибудь в этом роде.

В то время понятие художественного гения было чем-то совершенно мистическим и магическим. Знаете, никто понятия не имел, что сделало Моцарта таким великим композитором.

Эти френологи думали, что если у них будет достаточно голов известных великих мыслителей, великих художников и музыкантов, они смогут понять, где у них, знаете ли, большие шишки на головах, и, таким образом, это будет где, знаете ли. , может быть, музыкальный гений сохранился бы.

Так что идея взять череп известного человека — не просто известного человека, а именно художественного гения — была бы опосредована желанием попытаться сделать видимым то невыразимое, невидимое качество гениальности, которое вы не могли бы извлечь из произведений. сами себя.

В то время как черепа казненных преступников и душевнобольных крали и продавали френологам, уже было обычным делом, черепа гениев было гораздо труднее достать и они были гораздо более ценными, поэтому расхитители могил рассматривали это как довольно выгодное предложение.

читать:  Проказу лечили задницей, бычьим желчным пузырем и приготовленными на пару мухами!

Были люди, которые отчаянно хотели найти этот источник гения, сердце творчества, и были готовы пойти на многое, чтобы заполучить эти черепа, чтобы найти его и, возможно, даже найти способ каким-то образом его поглотить. как какой-то странный и мистический осмос.

Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы

Одним из самых известных и странных случаев кражи черепа была кража знаменитого австрийского композитора Франца Йозефа Гайдна, которого часто называют «отцом симфонии» и «отцом струнного квартета», другом и наставником Моцарта, наставником. Бетховена и в свое время самого знаменитого композитора Европы.

Гайдн умер в 1809 году, а через пять дней его тело было выкопано, а голова отрублена Карлом Йозефом Розенбаумом, бухгалтером семьи Эстергази, богатой дворян, которые были покровителями Гайдна, а также хорошим личным другом композитора.

По общему мнению, Розенбаум замышлял кражу головы Гайдна задолго до того, как композитор умер, и даже провел пробный прогон, ограбив могилу менее известной певицы и актрисы Элизабет Руз, чтобы украсть ее череп.

Розенбаум успешно украл череп Гайдна, подкупив могильщика, и сохранил его, ведя тщательный дневник обо всем: от того, как он его украл, до того, как он пах, и как ему удалось сохранить его в таком хорошем состоянии.

В течение многих лет Розенбаум хранил череп Гайдна в своем доме в черном шкафу, украшенном золотой лирой, и только через 11 лет после кражи кто-либо понял, что голова пропала, когда было решено перезахоронить его в более роскошная гробница, в чем ему было отказано во время его смерти из-за хаоса, бушующего вокруг Наполеона, вторгшегося в Вену в то время.

Когда могила была вскрыта, вскоре выяснилось, что, хотя тело Гайдна все еще было там, все, что осталось от головы, — это парик, в котором он был похоронен. привел их к Розенбауму, и даже тогда он дал им другую голову, чтобы оставить настоящую себе. Дикки говорит об этом:

Он действительно чувствовал, что оказывает большую услугу, оскверняя труп этого великого человека, чтобы сохранить его голову. Власти узнали об этом только 11 лет спустя, когда они, наконец, попытались устроить ему давно назревшее торжественное захоронение и поняли, что его голова отсутствует.

Итак, это привело к масштабному полицейскому расследованию, чтобы найти голову Гайдна, и они пришли к Розенбауму и некоторым из его заговорщиков, и, вы знаете, и они дали ему, вы знаете, они дали полиции как другую голову и вроде как, вы знаете , продолжал обмениваться головами туда-сюда и рассказывать эти истории.

И, в конце концов, они произвели обыск в доме Розенбаума, и в панике он спрятал череп под кроватью, а его жена, известная сопрано, легла на кровать, чтобы как бы, знаете, скрыли, что в нем был зарыт череп, потому что, наверное, рассчитывали, что не будут тревожить даму и заставлять ее вставать. Вот как они смогли удержать это от рук полиции.

Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы
Франц Йозеф Гайдн

Только в 1954 году голова Гайдна была наконец найдена и воссоединена с его телом, и это действительно довольно странная история. Известные композиторы, кажется, были главной целью кражи голов, потому что другой известный случай — это случай с плодовитым и влиятельным композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Несмотря на то, что он был легендой классической музыки, уважаемой и почитаемой по сей день, когда он умер в 1791 году, он не был особенно богатым человеком, и поэтому был похоронен в могиле простолюдина в церкви Святого Марка в Вене.

Когда могила в конце концов была бесцеремонно расчищена в 1801 году, чтобы освободить место для новых тел, могильщик на этом конкретном кладбище решил забрать голову, и так началось довольно странное путешествие.

Голову Моцарта передавали из рук в руки, пока она не оказалась во владении знаменитого анатома Йозефа Хиртла, который изучил ее и нашел в ней признаки величия композитора, в частности, в форме и размере правой височной кости черепа, к которой он прикрепил записка с чтением musa vetat mori (муза предотвращает смерть).

Череп был подарен Моцартеуму в Зальцбурге, Австрия, в 1902 году, где он выставлялся на обозрение до 1950-х годов, за это время приобретя жуткую репутацию населенного привидениями, поскольку посетители музея сообщали, что иногда они могли слышать слабую музыку.

читать:  Рассекречен Меморандум ФБР с подробным описанием пришельцев

В это время велись споры о том, был ли это вообще череп Моцарта, поскольку никогда не было окончательно доказано, что это так, и какой-нибудь френолог мог легко подменить череп, чтобы оставить настоящий себе, как пытался Розенбаум, но тем не менее это рекламировалось как таковое.

В конце 1980-х годов череп был проанализирован судебным антропологом доктором Пьером-Франсуа Пюэ из Музея человека во Франции, который пришел к выводу, что это, вероятно, была настоящая сделка.

Но в 2006 году ученые, нанятые австрийским государственным телевидением для проведения анализа ДНК этого предмета, не смогли найти совпадений ни с одним из живых родственников Моцарта, в результате чего настоящая личность черепа осталась неизвестной. По сей день череп находится в Мацартеуме, но действительно ли он принадлежал Моцарту, остается только гадать.

В ряды великих композиторов, у которых украли головы, чтобы заглянуть в их гений, входит не кто иной, как великий немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен.

Один из самых почитаемых композиторов в истории западной музыки, Бетховен умер в 1827 году в возрасте 56 лет и был похоронен на кладбище Веринг к северо-западу от Вены. Когда именно пропала голова и кто ее забрал, остается неясным.

Когда тело было эксгумировано для изучения в 1866 году, голова у него все еще была полностью неповрежденной, но когда в 1888 году останки были перевезены для повторного захоронения в венском Централфридхофе, от головы отсутствовали большие части, которые, очевидно, были выборочно удалены и украдены.

Преступник так и не был найден, но широко распространено мнение, что части черепа были взяты врачом, другом Бетховена и френологом, Герхардом фон Брейнингом. которые, возможно, тайно забрали их во время первой эксгумации тела.

В то время он был единственным, кто остался наедине с черепом, и проявил большой интерес к изучению черепа гения, так что в этом есть смысл. В конечном итоге фрагменты были найдены спустя десятилетия и идентифицированы как принадлежащие Бетховену в 2005 году.

Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы
Людвиг ван Бетховен

Не только композиторы оскверняли могилы, чтобы кто-то мог украсть их драгоценный череп. Христианский мистик, философ и интеллектуал восемнадцатого века Эмануэль Сведенборг был в центре внимания френологов задолго до своей смерти не только потому, что прославился своим интеллектом, но и потому, что он часто заявлял, что общается с различных духов и демонов, а также потому, что он утверждал, что бессмертен.

Когда он умер в 1772 году, некоторые даже думали, что он инсценировал собственную смерть. Когда тело было эксгумировано в 1816 году, голова пропала, и с годами ее якобы снова находили, но несколько раз теряли, и никто так и не был уверен, действительно ли она принадлежала Сведенборгу или нет.

Один френолог, якобы заполучивший его в это время, утверждал, что изучал его в поисках «органа воображения». Тайна черепа Сведенборга так и не была разгадана.

К этому списку добавился знаменитый художник Франсиско Гойя, умерший в 1828 году от инсульта во время визита во Францию. Когда его перезахоронили в 1899 году, было сделано странное открытие: два скелета в могиле и только один с головой. Так и не удалось определить, какие останки были какими, и пропавшая голова так и не была найдена.

Есть также британский эрудит и писатель сэр Томас Браун, который умер в 1682 году, после чего его голова пропала без вести, когда его свинцовый гроб был случайно вновь открыт рабочими в 1840 году. остается неизвестным.

Еще один известный пропавший череп принадлежит знаменитому английскому драматургу, поэту и актеру Уильяму Шекспиру, чья могила долгое время была загадкой сама по себе.

Шекспир умер в 1616 году и был похоронен в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне с безымянным надгробием, на котором написано довольно зловещее послание: «Добрый друг, ради Иисуса воздержись / Копать пыль, заключенную здесь. / Благословен тот, кто пощадит эти камни, / И проклят тот, кто двигает мои кости».

На протяжении многих лет ходило много слухов о могиле, в том числе о том, что он был похоронен стоя, что он был похоронен на глубине 17 футов, чтобы его не беспокоили, или что он на самом деле был похоронен в семейной гробнице.

Другой слух гласил, что грабители могил 18-го века украли череп Шекспира, но это не подтверждалось до 2016 года. когда археолог Кевин Коллс и его команда использовали георадар, чтобы исследовать могилу, и узнали, что есть много доказательств того, что голова действительно была извлечена. Коллс сказал о своих выводах:

Мы наткнулись на это очень странное, странное существо в головной части. Из всех данных, которые мы получали, было совершенно очевидно, что в этом конкретном месте происходило что-то другое.

Мы пришли к выводу, что это признаки беспокойства, того, что материал выкапывается и возвращается обратно. Есть также очень странная кирпичная конструкция, пересекающая головной конец могилы. Ограбление могил было большим делом в 17-м и 18-м веках.

Людям были нужны черепа известных людей, чтобы они могли потенциально проанализировать их и увидеть, что сделало их гениями. Меня не удивляет, что мишенью стали останки Шекспира.

Обезглавленные гении: почему у мертвых гениев постоянно пропадают головы

Популярность френологии продолжала расти в 19 веке по всей Европе и даже за морем в Америке, но с годами постепенно теряла популярность.

читать:  Новое исследование пытается объяснить «Эффект Манделы» — странный феномен общих ложных воспоминаний

Одна из проблем заключалась в том, что ее все чаще рассматривали как лженауку, не основанную на эмпирических фактах, а также тот факт, что это была спорная и жуткая практика, которая считалась довольно неприятной, и Церковь также не соглашалась с ней. вообще.

Действительно, френология была технически запрещена церковью в Вене еще в 1802 году, хотя она продолжала практиковаться вплоть до 1800-х годов. Дикки сказал об этом:

Это всегда была противоречивая тема. Это всегда было спорно. И френология была запрещена в Вене, где она зародилась, еще в 1802 году, хотя причина, по которой она была запрещена, понимаете, прежде всего церковью, заключалась в том, что френология постулировала, что ваша душа находится внутри вашего мозга, знаете ли, что это, опять же, то, что многие люди сейчас сочли бы совсем не спорным, вы знаете, уж точно не таким дурацким, как эта шишка.

Но именно это изначально так расстраивало людей. Но, да, я имею в виду, вы знаете, это никогда не было полностью принято. Люди всегда считали это чем-то вроде нелепой науки, даже когда она стала очень популярной.

И, вы знаете, Марк Твен, как известно, намеревался разоблачить, знаете ли, френологов в Нью-Йорке, выступив как никто, и ему сказали, что у него какой-то, знаете, скучный, не очень-интересный череп,

Так что, да, люди всегда искали способы разоблачить это как своего рода мошенничество. Я имею в виду, что они, безусловно, продолжали выдвигать идеи о том, где в мозгу находится гениальность и как у этих людей могут быть определенные шишки на голове.

Но, я имею в виду, я думаю, что было столько, сколько было научных исследований, было также что-то вроде реликтового качества головы великого человека.

И поэтому я думаю, что эти ребята были так же заинтересованы в том, чтобы этот действительно удивительный сувенир стоял у них на каминной полке, как и в том, чтобы заниматься наукой.

Таким образом, хотя наука быстро приобрела репутацию — дурную славу, как френология, знаете ли, в середине 19-го века, вы знаете, эти черепа все еще имели большую ценность, и люди, казалось, все еще думали, что за них стоит держаться. Теперь мозги вместо черепов и неврология вместо френологии.

Итак, у вас есть это. Некоторое время люди воровали черепа гениев, чтобы заглянуть в суть дела, и хотя их основные принципы и идеологии были извращены, извращены и научно несостоятельны, все это дает нам возможность заглянуть во врожденное человеческое желание. вникать в то, что делает нас теми, кто мы есть, в некотором смысле, чтобы найти душу.

Несмотря на то, что все это устаревшая идея, многие из этих мертвых гениев остаются без черепа, и мы все еще остаемся без ответа на то, что нами движет, или откуда берет начало гениальность и творчество. Как бы то ни было, все это, по крайней мере, довольно мрачная часть истории и мрачный взгляд на наши прошлые попытки понять тайны человеческого существования.

(Посещений всего:15, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш