Иудаизм и голем: верный защитник или ужасный монстр

Големы, существа, оживленные посредством еврейского ритуала, на протяжении веков очаровывали публику своим загадочным происхождением и могущественным присутствием. Голем, возникший в еврейском фольклоре, обычно изображается как немое гуманоидное существо, сделанное из глины или грязи, ожившее, чтобы защитить еврейскую общину от преследований.

Иудаизм — это религия и культура еврейского народа, основанная на древних священных текстах, включая Тору. Она представляет собой одну из старейших мировых религий и имеет долгую историю, связанную с еврейским народом.

Голем — одно из самых известных существ еврейского фольклора, вдохновившее на удивительное количество современных художественных произведений. Откуда пошла эта традиция и с каким чудовищем мы имеем дело?

Материал создателя

В еврейском фольклоре голем — это одушевленное существо, созданное из неодушевленной материи, например глины или грязи. Самые ранние истории, вращающиеся вокруг этих существ, относятся к раннему иудаизму. В Талмуде (центральном тексте раввинистического иудаизма и первоисточнике еврейского религиозного закона) Адам (первый человек) изначально создан как голем, поскольку он был создан из праха, «смешанного в бесформенную шелуху».

Однако, в отличие от Адама, големы не считаются людьми. Обычно их изображают неспособными думать самостоятельно, а ранние големы особенно не могли говорить. Также важно отметить, что не каждый обладает силой создать голема, для этого нужно быть «близким к божественности».

Если человек достаточно близок к божественности, создать голема не так уж сложно. В средние века евреи изучали отрывки из «Сефер Йецира» (книги еврейского мистицизма), чтобы научиться создавать голема.

Первым шагом было использовать различные буквы еврейского алфавита, чтобы составить шем (одно из имен Бога) и написать его на листе бумаги. Вставка шема в рот или лоб голема активирует его.

читать:  Камера зафиксировала ужасное существо в Коста-Рике

Согласно некоторым еврейским легендам, чтобы управлять големом, нужно было написать на големе определенные еврейские слова. Например, в некоторых версиях легенд о големах говорится, что нужно написать слово emét (אמת, «истина» на иврите) на лбу голема, чтобы он подчинялся командам.

Чтобы деактивировать Голема, достаточно было убрать букву א со лба, изменив слово «истина» на «смерть». Как только это было сделано, существо возвращлось в безжизненную глину.

Для чего использовались големы?

Големы преимущественно использовались для защиты еврейских общин от вреда. На протяжении всей истории евреи неоднократно подвергались преследованиям, и голема часто изображали как их главного защитника. Часто голем изображается обладающим сверхъестественными способностями, такими как способность становиться невидимыми или воскрешать души мертвых, а также повышенной силой и долговечностью.

Говорят, что другие мистики использовали големов в качестве слуг. Предположительно, их использовали для выполнения ручного труда и выполнения операций, которые были слишком сложны или опасны для людей. Говорят, что Соломон ибн Габироль, еврейский философ XI века, создал голема женского пола, которого он, как сообщается, использовал для работы по дому.

Это не значит, что големов всегда описывали в исключительно положительном свете. Многие сказки сосредоточены на недостатках создания голема. В этих историях часто фигурирует голем, который сначала следует приказам и действует как герой , но затем становится все более непослушным и отказывается подчиняться приказам своего хозяина. Эти истории обычно заканчиваются трагедией, когда голем начинает беспорядочную серию убийств .

Големы и еврейская история

Основная роль голема как защитника угнетенных евреев означает, что он тесно связан с еврейской историей. Евреи исторически неоднократно подвергались притеснениям, а голем интерпретировался как метафора борьбы еврейской общины за выживание перед лицом преследований и угнетения.

читать:  Китеж: легенда о затерянном городе

Самая известная история о големах – это пражский голем . Эта легенда утверждает, что в конце 16 века пражский раввин создал свой собственный голем из глины берегов реки Влтавы. Говорят, что он использовал голема, чтобы защитить Пражское гетто от антисемитских нападений и погромов (антисемитских беспорядков, направленных на изгнание евреев с территории).

В зависимости от версии сказки, евреи собирались быть изгнанными или казненными нынешним императором Священной Римской империи Рудольфом II. Раввин назвал своего голема Йозефом, и это была одна из самых могущественных версий, способная становиться невидимой и вызывать призраков.

Раввин старался сохранить контроль над своим големом. Каждую пятницу вечером он деактивировал Голема, чтобы тот мог отдохнуть во время субботы. Однажды в пятницу раввин забыл снять шем и боялся, что его голем нарушит субботу.

В некоторых версиях сказки нарушение субботы големом привело к тому, что голем превратился в жестокого монстра, пришедшего в убийственную ярость. В других версиях голем влюбился и был отвергнут, в результате чего он превратился в монстра.

По какой-то причине в большинстве версий истории раввин теряет контроль над Йозефом и вынужден его усыпить, сняв его шем. Легенды утверждают, что тело голема хранилось на генизе (чердаке) пражской синагоги, готовое к следующему нападению на евреев. Вплоть до 1883 года (когда чердак был отремонтирован и голема не нашли) многие люди считали, что голем все еще находится там.

Таким образом, голем представляет собой историческую потребность евреев защитить себя от преследований. Как и еврейская община, голем бессилен высказаться. Голем символизирует то, что, используя изобретательность и находчивость, еврейский народ может защитить себя.

Опасности игры в Бога

У истории голема есть и темная сторона. Сегодня фольклор , окружающий големов, считается источником вдохновения для более современных сказок, таких как «Франкенштейн», «Ученик чародея» и даже «Терминатор».

читать:  Слейпнир: мифический восьминогий конь Одина

Хотя голем обычно создается с лучшими намерениями, в большинстве историй, вращающихся вокруг них, голем теряет контроль. Он использовался как литературный прием для исследования тем власти, контроля и опасностей игры в бога , а также смирения.

Их вера дает евреям силу и способность противостоять угнетению. Однако если этой силой злоупотреблять или воспринимать как нечто само собой разумеющееся, катастрофа всегда не за горами. Это важный урок об опасностях власти, независимо от того, какой религии придерживается человек.

(Посещений всего:252, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш