Древнеегипетские компьютеры: почему 5000-летний гранитный сосуд бросает вызов нашему пониманию древней технологии и её возможностей?
Этот древний гранитный сосуд, возраст которого превышает пять тысяч лет, был создан ещё до появления первых династий фараонов. Он примечателен не только своим возрастом, но и тем, что был изготовлен из цельного куска красного гранита с поразительной точностью.
Исследование с помощью лазерного сканера со структурированным светом показало, что точность обработки сосуда не уступает современным промышленным стандартам. Его конструкция, включая внешнюю и внутреннюю поверхности, а также их взаимосвязь, демонстрирует точность, превышающую сотую долю миллиметра. Это сопоставимо с толщиной человеческого волоса.
Сложные элементы сосуда, такие как внутренняя часть и ручки, были обработаны таким образом, чтобы предотвратить вращение во время обработки, но эта точность сохраняется повсюду. Создание этого сосуда, особенно во времена, когда круг не был широко распространён, а гончарный круг был неизвестен в Египте, и использование гранита, одного из самых твёрдых материалов, поражает воображение.
Анализ показал, что геометрия и математические параметры этого древнего сосуда предполагают использование специализированных методов проектирования, возможно, с использованием вычислительных процессов, сходных с современными компьютерами.
Несмотря на свой возраст и следы износа, сосуд сохраняет удивительно точные пропорции.
Первоначально команда проекта Wayscan, в которую входили опытные метрологи, исследовала артефакт. Независимый анализ, проведённый Марьяном Марцисом, геодезистом Словацкого технологического университета, показал, что внешние контуры вазы отклоняются от идеала менее чем на треть толщины человеческого волоса.
Такая точность вызывает вопросы о том, вызваны ли обнаруженные незначительные неточности износом сосуда или ошибками в модели сканера. Дизайн сосуда также указывает на то, что он вращался вокруг оси, откалиброванной с высокой точностью, почти идеально перпендикулярной верхней поверхности.
Анализ Марьяна Марциса показал, что сосуд не является вертикально симметричным и отклоняется от идеальных геометрических форм, таких как конусы или эллипсоиды. Поверхности сосуда почти прямые, хотя и с едва заметными изгибами, и видны следы инструментов, особенно на внутренних поверхностях.
Эти наблюдения вызвали споры среди учёных относительно того, были ли определённые фазы изготовлены вручную или артефакт был изготовлен с помощью машин, что предполагает использование особой, пока неизвестной технологии. Например, исследование верхней части сосуда показало, что примерно 60% остриёв были почти безупречно ровными, с отклонениями, составляющими всего четверть толщины человеческого волоса, чего практически невозможно достичь без точных инструментов.
Точность обработки
Исследование показало, что сосуд был изготовлен с высокой точностью. Возможно, его делали на вращающемся устройстве, так как сосуд надёжно закреплён.
Внешняя и внутренняя поверхности сосуда были тщательно выровнены по всей его длине. Это впечатляет, ведь даже возле горловины сосуд был точно обработан. Точность обработки сравнима с погрешностью в ширину волоска на 10-метровом пролёте.
Для достижения такой точности нужно было тщательно контролировать измерения в процессе производства. Марьян Марсис отметил, что сосуд обладает горизонтальной симметрией, что указывает на вращение во время его создания. Однако точность возле ручек вызывает вопросы. Ведь ручки мешали бы простому вращению.
Интересно, как можно было достичь такой точности при обработке изогнутых профилей с помощью каменных и деревянных инструментов. Возможно, ручки сосуда имели тороидальную форму, сформированную при вращении. Отклонения от этой идеальной формы минимальны, а точные измерения показывают поразительную точность центровки. Эти отклонения составляют примерно треть толщины человеческого волоса.
Если этот артефакт был изготовлен более пяти тысяч лет назад, он мог предшествовать изобретению колеса. Ведь тогда не было сложных инструментов. Марьян Марциш пришёл к выводу, что для достижения такой точности и симметрии сосуд должен был быть прикреплён к вращающемуся устройству.
Для современного воспроизведения этой точности нужны токарные станки
Для современного воспроизведения этой точности нужны такие компоненты, как гладкие направляющие, прецизионные подшипники и винты, аналогичные тем, что используются в современных токарных станках. Действительно, потребовалось бы оборудование, не уступающее современным токарным станкам.
Ключевое понимание Марьяна Марциша заключается в том, что высокая точность сосуда не могла быть результатом работы простых ручных инструментов, таких как зубила и молотки. Даже простая деревянная рама могла оказаться неадекватной, ей не хватает необходимой прочности. Для сопоставимой точности раме потребовалось бы существенное усиление, особенно таких компонентов, как подшипники. Кроме того, такое оборудование должно было быть значительным и увесистым, чтобы гарантировать необходимую прочность и точность процесса.
Поразительно, но некоторые элементы дизайна сосуда предполагают, что не все аспекты его создания могли быть раскрыты даже современными токарными станками.
Марк Квист и его команда применили особый подход, сосредоточившись на дизайне сосуда. Они размышляли, был ли дизайн элементарным или сложным, исходя из взаимодействия между его компонентами. Их обоснование заключалось в том, что если объект можно было легко воспроизвести с использованием фундаментальных правил или шаблонов, это означало бы интуитивный дизайн мастера. И наоборот, если бы компоненты объекта были связаны сложной сетью взаимосвязей, это указывало бы на тщательно продуманный дизайн.
Чтобы выяснить принципы проектирования сосуда, команда Квиста тщательно изучила его характеристики, отметив шаблоны, однородность размеров и примечательные соотношения. В ходе расследования были обнаружены многочисленные закономерности, указывающие на точные математические формулировки. Они определили то, что назвали «радиальным пересекающимся узором», конфигурацией кругов или дуг, которые очерчивают основные элементы артефакта. Эти круги взаимосвязаны с поразительной точностью, предполагая использование сложных математических формул в концепции дизайна.
Форма и структура сосуда были получены в результате расчётов
Исследование показало, что многие элементы сосуда соответствуют определённым геометрическим узорам и симметричным кругам, известным как «цветок жизни» или сакральная геометрия. Эти узоры способствовали гармоничным пропорциям объекта. Создатель сосуда, вероятно, обладал обширными знаниями в области алгебры и геометрии, что позволяет предположить, что сосуд был тщательно спроектирован и изготовлен с использованием точных математических расчётов.
Команда Квиста обнаружила, что пропорции сосуда были неразрывно связаны, и даже одно изменение конструктивных параметров могло нарушить всю конструкцию. Они определили как минимум 15 уровней взаимосвязанности, точно синхронизированных до микроскопического уровня. Это означает, что форма и структура сосуда были получены в результате расчётов, а не случайного мастерства, и больше напоминают математическую карту, чем традиционное ремесло.
Создание модели САПР на основе математической системы показало, что такая модель может воспроизводить древний каменный сосуд с допусками, установленными промышленными стандартами. Это говорит о том, что сложные математические формулы и уравнения применялись с точностью, превышающей человеческие или природные возможности. Единственная сущность, способная обрабатывать входные данные, выполнять операции и выдавать выходные данные с такой точностью, — это компьютер. Таким образом, Квист предположил, что создание дизайна этого артефакта было бы невозможно без программируемой вычислительной системы.
Понятие древних компьютеров может показаться притянутым за уши, поскольку мы часто отождествляем компьютеры с современными электронными устройствами. Однако идея машин, способных выполнять сложные вычисления, появилась не недавно. Антикитерский механизм служит примером древнего аналогового компьютера, предшествовавшего современным устройствам.
Создатели этого артефакта, вероятно, использовали прецизионные инструменты, аналогичные современным, чтобы гарантировать минимальные ошибки при обработке гранита. Неизменная точность его изогнутых поверхностей и их выравнивания предполагает, что артефакт был изготовлен с помощью уникальной, непрерывной процедуры. Марк Квист пришёл к выводу, что такая сложная технология является единственным правдоподобным объяснением точности артефакта, что вызывает серьёзные вопросы о его происхождении.
Мистификация?
Учитывая эти находки, можно предположить, что артефакт является тщательно продуманной мистификацией. Однако его документально подтверждённое происхождение подтверждает его легитимность как древнего артефакта.
Примечательно, что было обнаружено более 40 000 объектов с аналогичной точностью, большинство из которых хранятся в музеях с безупречными археологическими данными. После сканирования и проверки их точности феномен станет неоспоримым. Современное оборудование не всегда обеспечивает точность конечного продукта. Точность в этих случаях должна быть частью процесса или намеренно достигнута создателем, что маловероятно, учитывая возраст артефакта. Вполне вероятно, что его создал древний новатор с помощью специальных инструментов. Эта теория подтверждается двумя независимыми анализами, сравнивающими древние и современные изделия из обработанного камня.
Проведённое Мэриан Марсис сравнение древней вазы с современным артефактом, обработанным из гранита, показало, что первая в десять раз точнее. Проект VS-Scan подтвердил это на примере мраморной вазы, получив аналогичные результаты. Дополнительные исследования шести древних гранитных сосудов показали, что их точность соответствует современному производству с числовым программным управлением, стандарту, достигнутому с помощью высокоточного оборудования.
Эти замечательные находки ставят под сомнение наше историческое понимание. Кто изготовил эти артефакты? Были ли они человеческими?
Некоторые предполагают внеземную помощь из-за их точности. Однако прежде чем рассматривать подобные теории, необходимо изучить все возможности инноваций древнего человека. Хотя окончательные ответы ускользают от нас, выделяются две гипотезы.
Во-первых, точность артефакта может свидетельствовать об утерянных передовых технологиях производства. Во-вторых, математические закономерности и точность артефактов могут указывать на какую-то ошибку.
Рисунок на сосуде напоминает набор Кантора, базовый фрактал из области математики и информатики. Это подразумевает, что подобные математические концепции могли быть поняты в Древнем Египте. Например, рельеф в Храме Исиды демонстрирует дизайн, аналогичный бинарной структуре набора Кантора.
Эти древние изображения предполагают, что математика была более глубоко укоренившейся в древнем мире, чем принято считать. Специалист по этноматематике Марсия Ашер заметила, что рисунки на песке некоторых древних культур также включали математические принципы. Что побудило разные общества задуматься о природе древней математики.
Эти практики, признанные сейчас традиционными изобразительными искусствами, составляют фундаментальную часть знаний о духовном и природном мирах. Такие находки в сочетании с применением математических принципов многочисленными древними цивилизациями бросают вызов нашему представлению об их интеллектуальном мастерстве.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш