Археологи говорят, что древние петроглифы Торо Муэрто отличаются от того, что мы представляли

Археологи говорят, что древние петроглифы Торо Муэрто отличаются от того, что мы представляли…

Перу славится своими наскальными рисунками, которые являются одними из самых значительных в Южной Америке. Одно из таких мест — завораживающее Торо Муэрто, пустынное ущелье, расположенное среди холмов, спускающихся к долине реки Маджес. Центральная территория ущелья, занимающая примерно 10 квадратных километров, изобилует тысячами вулканических валунов. Около 2600 из них сохранили наскальные рисунки, известные как петроглифы.

Эти петроглифы представлены как небольшими камнями с отдельными мотивами, так и массивными валунами весом в несколько тонн, поверхность которых украшена десятками различных изображений.

Петроглифы создавались в разное время, при этом самые ранние, вероятно, относятся к представителям местной культуры сигуа и были созданы примерно 2000 лет назад. В то же время инки, возможно, создали последние из них в 15 веке.

Петроглифы Торо Муэрто уникальны

Долгое время шли споры о назначении и значении наскальных рисунков в Торо Муэрто. В основном они изображают зооморфные мотивы, такие как фигуры змей и диких кошек, а также геометрические узоры, такие как вертикальные зигзаги, прямые и волнистые линии различной ширины, иногда сопровождаемые точками или кругами.

Уникальными для Торо Муэрто являются рисунки так называемых «данзантес», или танцовщиц. Это схематические изображения человеческих фигур, обычно высотой 20-30 см, часто изображаемых в динамичной позе с поднятой одной рукой и опущенной другой, слегка расставленными ногами (иногда согнутыми в коленях) и головой, представленной в профиль или обращённой вперёд.

Археологи говорят, что древние петроглифы Торо Муэрто

Интерпретация изображений, найденных на месте археологических раскопок в Торо Муэрто в Перу, была в первую очередь основана на аналогиях с другими местами, содержащими петроглифы. Первоначально предполагалось, что знаки могут символизировать змей, разряды молнии или элементы, связанные с окружающей средой пустыни, такие как проливные дожди, поклонение воде или урожай. Однако теперь у учёных другая теория.

Вас может заинтересовать:  «Великий змеиный курган» не вписывается в историческую систему

Более того, появляющиеся независимо друг от друга геометрические узоры были связаны с изображениями долин, рек, ирригационных каналов, дорог или торговых путей, а сопровождающие их точки или круги — с каменными насыпями, расположенными вдоль путей сообщения.

Учёные знали об этом месте с 1950-х годов. Тем не менее, среди исследователей не было единого мнения относительно функции и значения геометрических знаков, сопровождающих «танцоров», изображённых на петроглифах Торо Муэрто.

Однако недавние польско-перуанские исследования, проводимые на этом месте с 2015 года, пролили новый свет на этот вопрос. Исследование включало подробную геодезическую и иконографическую документацию всего места, а также первые раскопки некоторых валунов, что позволило по-новому взглянуть на потенциальное значение этих древних рисунков.

Многие петроглифы, по мнению учёных, представляют собой песни

Исследование, проведённое профессорами Анджеем Розвадовским из Университета Адама Мицкевича в Познани и Янушем Волошиным из Варшавского университета, привело к новой гипотезе относительно геометрических узоров, сопровождающих танцоров в Торо Муэрто. Их предположение заключается в том, что эти узоры могли представлять песни, а более сложные композиции служили графическими метафорами перехода в другое царство. Эта интерпретация предлагает проницательный взгляд на символическое значение петроглифов Торо Муэрто, проливая свет на потенциальную связь между геометрическими узорами и ритуалами или верованиями, связанными с изображёнными танцорами.

Археологи говорят, что древние петроглифы Торо Муэрто отличаются от того, что мы представляли
Валун TM 1219 в более широкой ландшафтной перспективе. Автор: А. Розвадовски, источник: Cambridge Archaeological Journal.

Профессор Розвадовский из Польши поделился своим мнением о результатах исследования, связанного с интерпретацией изображений на валунах в Торо Муэрто. Он отметил, что источником его предложений по интерпретации послужила этнографическая аналогия с искусством народа тукано, который живёт на границе Колумбии и Бразилии.

Исследователи заметили сходство мотивов искусства тукано с мотивами из других частей света. Даже искусство эпохи палеолита, найденное в пещерах и имеющее возраст в несколько тысяч лет, могло быть интерпретировано на основе этой аналогии.

Вас может заинтересовать:  Невероятно: 5000-летние уральские петроглифы, изображают химические структуры

Профессор Розвадовский начал анализировать описания искусства тукано и обнаружил, что индейцы объясняли некоторые мотивы как изображения песен. Учитывая, что в этом месте было много мотивов, связанных с танцами, он задался вопросом: под что люди танцуют? Он предположил, что они танцуют под песни. Как только он начал собирать все эти факты воедино, всё начало складываться.

Кажется, что раньше никто не замечал этого, и это интерпретирующее предложение в основном напрашивалось само собой, — сказал профессор Розвадовский.

Сравнительный анализ изображений из Торо Муэрто и искусства тукано выявил повторяющиеся последовательности и мотивы. Один из наиболее значимых мотивов можно описать как зубчатую стену, которая напоминает вершину оборонительной крепостной стены с рядом зубчатых прямоугольных выступов и отверстий.

Важность изменённых состояний сознания и ритуальных практик

По словам Розвадовски, этот мотив визуализирует космос в искусстве Тукано, к которому можно получить доступ с помощью ритуалов, включающих галлюциногенные вещества, трансовые переживания и решающую роль песен в этом процессе. Этот мотив представляет собой символические врата в космическое царство, подчёркивая важность изменённых состояний сознания и ритуальных практик в культурных традициях, представленных этими изображениями.

Кажется, что это содержание очень хорошо соответствует нашим иллюстрациям, особенно тем, которые видны на валуне TM 1219, который стал ключом к интерпретации. В Торо Муэрто нет другой скалы, в которой человеческая фигура, окружённая геометрическими мотивами, была бы так хорошо вписана, — говорит профессор Розвадовский.

Комбинация танцора и зигзага встречается на сотнях камней, но только в этом случае это такая сложная последовательность. Этот валун расположен в таком месте, что его невозможно не заметить. Перед ним есть большое пространство, где люди могли собираться и слушать истории или песни, — добавляет профессор Януш Волошин.

Вас может заинтересовать:  «Великий змеиный курган» не вписывается в историческую систему

Использованная нами аналогия приводит к выводу, что значения, сопровождающие изображения, могли быть изменчивыми и неоднозначными. В один момент изображение могло нести в себе целый ряд значений. Мы предполагаем, что мотив не обязательно означал то, с чем мы его легче всего ассоциируем, и культурный контекст важен, — говорит Розвадовски.

(Посещений всего:137, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш